Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что ситуация в сфере охраны окружающей среды в Хакасии сложилась далеко не самая благоприятная. Природоохранный блок республиканского правительства пока не смог решить вопросы обращения с отходами в частном секторе городов и в отдаленных районах, не установил надлежащий контроль за деятельностью золотопромышленников, замалчивает проблему загрязнения водных объектов предприятиями жилищно-коммунального комплекса.
Как выразился председатель Верховного Совета Сергей Сокол, состояние дел в области охраны атмосферного воздуха в нашем регионе находится в «мёртвой точке». Очень точное определение. Министерство природных ресурсов Хакасии что-то делать пытается, но до впечатляющих результатов пока далеко. Среди муниципальных властей более-менее активную и планомерную работу проводит разве что администрация Абакана. Но скоро зима, отопительный сезон уже начался, и жители Абакано-Черногорского промузла (а это более 300 тысяч человек) с грустью ждут появления смога и «черного неба».
А между прочим в Конституции Российской Федерации закреплено: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду». Это право означает возможность жить в благоприятных условиях, не наносящих вреда жизни и здоровью, и требовать от должностных лиц уполномоченных органов поддержания благоприятной окружающей среды в надлежащем состоянии.
В ежегодном государственном докладе о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Республике Хакасия в 2022 году отмечено, что «постоянное воздействие загрязненного воздуха на организм человека отражается на росте заболеваемости и смертности за счет хронических заболеваний органов дыхания и связанной с этими болезнями смертности, а также смертности в результате различных сердечно-сосудистых патологий». При этом Хакасия – приоритетный субъект РФ по проблемам санитарно-эпидемиологического благополучия населения в сфере улучшения качества атмосферного воздуха.
После старта отопительного сезона Роспотребнадзор на отдельных мониторинговых точках в Абакане и Черногорске начал регистрировать превышения по содержанию бензапирена в воздухе – от 5,3 до 13,6 ПДК. Бензапирен – это химическое соединение первого класса опасности с канцерогенным (вызывает онкологические заболевания), мутагенным, эмбриотоксическим и гематотоксическим действием. Превышение ПДК по бензапирену – серьезный сигнал для исполнительных органов к тому, что надо что-то делать, и делать срочно – люди не могут не дышать воздухом, ожидая какого-то решения проблемы. Дышим, травимся, болеем.
В соседнем Красноярском крае, понимая значимость таких вопросов, создали Министерство экологии, которое должно заниматься исключительно экологической тематикой. В Хакасии есть достаточно многопрофильное Министерство природных ресурсов и экологии, но и в нем сейчас всё находится в подвешенном состоянии – все ждут утверждения структуры и состава правительства, которое отложено до 29 ноября 2023 года.
Уполномоченный орган в области охраны окружающей среды должен активно заниматься разработкой, координацией и управлением мероприятиями по защите атмосферных условий. Вместо этого со стороны Минприроды Хакасии мы видим создание несоответствующего требованиям сводного тома ПДВ, вялую вовлеченность во включение в программу «Чистый воздух», отсутствие проверок в период объявления неблагоприятных метеоусловий. По всему этому можно сделать вывод о неэффективности государственного управления в области охраны атмосферного воздуха в Республике Хакасия.
Отдельно стоит отметить приближающиеся выборы президента Российской Федерации. До марта 2024 года региональные власти обеих ветвей – исполнительной и законодательной – должны выработать успешные механизмы, позволяющие решать важнейшие вопросы, в число которых, безусловно, входит экологическая повестка.
И мы уверены, что только комплексный, программный подход с вовлечением всех заинтересованных сторон позволит решить проблему загрязнения воздушной среды в городах Хакасии и юга Красноярского края. А способны ли на это власти республики, покажет уже надвигающая зима.